Казанская икона Божией матери
День Казанской иконы Божией Матери, День народного единства
День народного единства — занимает особое место среди праздников в современной России. Он бы учрежден в 1649 году указом царя Алексея Михайловича как празднование дня Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Торжество установлено 22 октября (по старому стилю) 4 ноября (по новому стилю) в память успешного штурма и взятия Китай-города ополчением Минина и Пожарского, что позже привело к сдачи польско-литовских интервентов и абсолютному избавлению Москвы от захватчиков. В советское время этот праздник на государственном уровне по идейным причинам не отмечался и только в церквях Русской Православной Церкви он продолжал праздноваться нашими православными соотечественниками. Восстановление празднования этого дня на государственном уровне связано с именами Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В первый раз в наше время этот праздник отметили в 2005 году.
Уникальность Ополчения Минина и Пожарского заключается в том, что это единственный пример в истории нашей страны, когда судьбу государства решил сам народ, без как такового участия власти. Люди собирали средства на вооружение, отдавая последние гроши. Народ шел освобождать землю и наводить порядок в столице своей родины. Воевать отправлялись не за царя, так как его не было. Наши пра-пра-деды шли бороться за родную землю, и они победили. Тогда сплотились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии. Особенно важно, что обратившись именно к православной вере, смогли не только защитить свободу государства, но и выйти из трудного духовного состояния. Точнее положить конец этой внутренний страшной междоусобице, безвластью. Народ все-таки выбрал законным образом государственную власть. Не установил во главе государства своих предводителей – допустим, Минина и Пожарского. Был собран Поместный Собор, законно избравший династию Романовых на царство. Именно Казанская икона всегда приходила на помощь русским в борьбе с чужеземными захватчиками. Чудотворный образ той иконы находился в ополчении Минина и Пожарского при освобождении Москвы от поляков.
Спустя четыре столетия, нам, атеистам и маловерам, связь между победой и молитвами пусть даже и к прославленной иконе кажется неочевидной. Но наши прародители в этой связи были твердо убеждены, и именно эта убежденность стала основой для того, чтобы посчитать день начала победы над польскими интервентами днем празднования Казанской иконы Божьей Матери. Вторым днем празднования. Потому что один праздник у Казанской уже был — день ее чудесного обретения: 8, или, по новому стилю, 21 июля. Случилось это чудесное обретение неизвестного ранее образа за тридцать три года до того, как Казанская спасла Москву и Россию.
Произошло это в Казани (отсюда название), в 1579 году, после страшного пожара девятилетняя девочка Матрона увидела во сне Богородицу, которая показывала на место, где лежит Ее икона. Девочке, конечно, поверили не сразу, но потом все-таки начали рыть и на пепелище отыскали икону поразительной красоты. Вследствие обретения образа возникли чудеса, связанные с исцелениями больных, особенно слепых. В 1594 году священник Ермолай, ставший в дальнейшем известным Патриархом Гермогеном, сделал точное описание обстоятельств обретения иконы и случившихся после этого исцелений. И с 1595 года Церковь устанавливает праздник в честь явления Казанской иконы — 21 июля. Так что к моменту, когда в России возникла смута, икона Казанской Божьей Матери была уже не просто прославлена, но и очень чтима.
Безусловно, праздновать нужно не просто день памяти события – освобождение Кремля от иноземных войск и иноземных бояр, – а счастливейший момент единства. Поскольку это момент, ощущается как могущество, благодаря общему народному единению. Никогда отдельный человек, даже великий герой, не сможет быть столь могущественным, как в сплоченности со своими единомышленниками. Тут и радость, и восторг, и великий успех. Вот это и есть, главный смысл праздника – сила в единстве, радость от общей мощи.
Важнее только то, что это единение было духовным, не кровным, не однонациональным, не идейным только – но духовным. А это означает, что человек взошел на духовную высоту жизни. С такой высоты свободнее видно большое и великое.
Часто люди путают национальное, – то есть проекцию кровного родства, – с единством духа, наднациональным. День народного единства – праздник духовный, его основа – духовное единство, в котором нет ни Еллина, ни Иудея.
Можно предположить, что в ополчении Минина и Пожарского были не только русские люди … Это особенно актуально в наше время: люди объединяются друг с другом без учета национальности, а по доброй воле и желанию блага своему Отечеству.
Вследствие этого мы, православные люди, в этот день празднуем память чудотворного образа Божьей Матери. Благодарим Господа, что Он помог нам обрести свободу, которой наши пращуры воспользовались не во зло, а во благо, так как смогли достичь соглашения друг с другом и возродить нормальное течение жизни в стране.
Просмотры (87)