Таинство Крещения

Памятка для Крещения

Крещение – рождение в жизнь вечную.

   Крещение является Таинством, через которое человек становится христианином, получает возможность принимать участие в других Таинствах и быть наследником жизни вечной. 

Таинство Крещения – первое из семи Таинств, поэтому оно служит дверью в Церковь Христову. С момента крещения начинается подлинная духовная жизнь человека. Люди должны понимать, что крещение не просто некий культпоход в церковь, это не обряд, который гарантирует, чтобы «все в жизни было хорошо».

Крещению всегда должно предшествовать ознакомление с верой, чтение Евангелия. Желательно приобрести необходимые каждому христианину книги: Псалтырь, Новый Завет, Закон Божий, православный молитвослов. Но, в первую очередь, для Крещения требуется именно вера в Господа и Его Святое Евангелие. Необходимым условием для принятия Таинства Крещения является также покаяние. В данном Таинстве Господь совершает великую милость, прощая все грехи, совершенные до этого, и давая благодатную помощь в дальнейшей борьбе с грехами.

Приступая к Таинству Крещения необходимо помнить:

  1. Таинство Крещении совершается по воскресеньям примерно в 12.00, в субботу перед таинством стоит позвонить священнику для уточнения времени.
  2. Заблаговременно до Крещения родители, крестные родители или крещаемые с 7-ти летнего возраста должны пройти ДВЕ огласительные беседы, которые проводит священнослужитель или катехизатор по субботам в 15.00 — первая беседа, в 16.00 — вторая беседа.
  3. В день Крещения приходить следует заблаговременно, минут за 10-15 до таинства в воскресенье, чтобы оформить документы (понадобится паспорта родителей и свидетельство о рождении – для детей, взрослым – только паспорт) за свечным ящиком.
  4. В день Крестин необходимо всем иметь нательный крестик, а для крещаемого крестик надо надеть на веревочку так, чтобы он легко надевался через голову.
  5. Для крещаемого необходимо иметь крестильную рубашку белого цвета. Младенцам можно надеть крестильный комплект белого цвета: рубашечка и штанишки (ножки должны быть открыты, для женщин носки или гольфы). Телефон храма: 8 – 916-633-22-60

Каковы обязанности крестных (восприемников)?

   Крестным может стать совершеннолетний крещеный православный христианин, знающий Символ веры, основные православные молитвы («Отче наш», «Богородице Дево, радуйся»). Это есть некоторый необходимый минимум. В идеале же, крестным должен быть тот, кто ведет церковную жизнь: регулярно исповедуется и причащается. Ведь как может научить крестника православной христианской вере тот, кто сам в ней является начинающим?

По традиции крестных двое – крестный отец и крестная мать. Но строго необходим только один, того же пола, что и крещаемый. Восприемниками, по традиции, не могут быть родители крещаемого. Церковные правила не допускают брака между крестным и крестником, а также между крестным и одним из овдовевших родителей крестника.

Символ веры при Крещении должен читаться самим крещаемым (или крестными) по-церковнославянски.

После Крещения, по мере взросления, крестный должен наставлять ребенка в вере, приводить в храм, приносить к Причастию, или следить, чтобы родители приводили его в храм и причащали. Крестные должны каждый день молиться за своих крестников. Крестные несут ответственность за воспитание ребенка в вере и будут отвечать за это на Страшном Суде.

Как проходит таинство Крещения?

  1. Отречение от сатаны

Главный момент в чине оглашения — изъявление свободного желания войти в единую жизнь со Христом и Его Церковью. Крещаемый прежде всего отрекается от зла. Священник предлагает ему повернуться на запад — спиной к святому алтарю. «Отрекаеши ли ся сатаны, всех ангелов его, всего служения его и всея гордыни его?» «Отрекаюся!» Этот диалог между священником и новым христианином повторяется трижды. И после: «Отреклся ли ecu сатаны?» «Отрекохся!» (т. е. «да, я отрекся»). И это окончательное отречение также повторяется трижды. «И дуни и плюни на него!» велит священник. При этом взрослые люди нередко улыбаются: нечасто случается соединить с движением души столь непосредственный, «детский» жест. Но тот, на кого вы только что дунули и плюнули, воспринял это со всей серьезностью. Для него такой плевок — не ерунда, но вызов! Здесь для нового «воина Христова» начинается духовное противоборство диаволу.

  1. Сочетание со Христом

Вновь повернувшись лицом к алтарю, крещаемый (и его восприемники) выра­жает свободное желание быть со Христом: «Сочетаваеши ли ся Христу? Сочетаваюся!» (вопрос и ответ звучат трижды). «Сочетался ли ecu Христу?» «Сочетахся!» Как жених уже принимает на себя ответственность за невесту (и перед невестой), так и оглашенный — хотя еще не крещен уже «сочетался» Христу. «И веруеши ли Ему?» «Верую Ему, яко Царю и Богу!» Затем крещаемый должен произнести исповедание православной веры — Символ веры, составленный более полутора тысяч лет назад святыми отцами I и II Вселенских соборов. Подтвердить, что его «кредо» совпадает с Credo всей Церкви (лат. credo — «верую» — первое слово Символа веры). После оглашения взрослого ему полагается некоторое время обучаться церковной жизни через посещение богослужений и чтение Евангелия.

  1. Освящение воды, помазание ее елеем

В Таинстве Крещения центральная молитва — молитва на освящение воды: устами священника Церковь молит Бога — Создателя мира, освятившего «всю тварь», освятившего воды Иордана в Крещении Христа сошествием Святого Духа, — освятить и «воду сию». Чтобы погрузившийся в нее принял не только (и не столько) очищение тела, но и просвещение души. По окончании молитвы на воду изливается оливковое масло — елей (в современной традиции воду лишь «помазывают» кисточкой, омоченной в этом святом елее). Нетрудно представить картину древней церковной реальности: как празднично сверкает в солнечный день бликами «оливкового света» вода реки, в которую погружаются новые «людие Христовы»!

  1. Помазание елеем

«Помазуется елеем радования…» и сам «раб Божий», приходящий ко Святому Крещению. На православном Востоке ему попросту выливают на голову целый сосуд масла! В принятой у нас традиции все не так экзотично. Священник лишь наносит кисточкой знак креста: на челе («во имя Отца и Сына и Святаго Духа»), на груди («во исцеление души»), на спине («и тела»); на ушах («в слышание веры»); на руках («руце Господни сотвористе тя и создаете тя»), на ногах… Это праздничное помазание приемлет человек весь — с головы до ног. чтобы «ходити ему по стопам заповедей Его»!

  1. Троекратное погружение, белые одежды

Почему в крещении человека трижды погружают в воду? С одной стороны — «во имя Отца — аминь! — и    Сына — аминь! — и Святаго Духа — аминь!». Но иная, не менее важная грань духовного смысла здесь такова: человек трижды погружается в воду, как в смерть (ведь в водной среде дыхание и жизнь для человека не­возможны!) — во образ трехдневной смерти Иисуса Христа. И восстает из купели — вместе со Христом, Воскресшим из мертвых! Так что, по самому большому счету, по счету Церкви, крещеный человек уже умер. И уже воскрес во Христе. Сразу после крещения во святой купели на христианина возлагается нательный крест и светлая крещальная одежда — «риза правды» (т. е. праведности!). Это — видимый символ пришедшей к человеку праведности Христовой. Христос дает ее уверовавшему Сам, по благодати — то есть даром! Проблема теперь лишь в том, чтобы человеку эту светлую одежду души, по слову апостола Павла, «даже до конца сохранить».

  1. Миропомазание

Святое миро — это нечто гораздо большее, чем упомянутый выше «елей радования». Помазание миром мы принимаем только один раз в жизни. Если своим крещением христианин приобщился Христовой Пасхе, то через помазание миром он мистически приобщается к Церкви, входя в день Ее рождения: в тот день, когда на апостолов сошел с небес Святой Дух (это событие Церковь отмечает как праздник Святой Пятидесятницы, или «день Святой Троицы»). Всякий раз произнося: «Печать дара Духа Святаго», священник знаменает, запечатлевает святым миром все чувства христианина и весь его «телесный состав»: чело, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Помазанный миром — уже не просто

 одиночка, поверивший тому, что написано в Евангелии. Теперь он, как ветвь к дереву, привит к живому древу Церкви, корни которого — сами святые апостолы и их великая вера.

  1. Шествие вокруг купели

Облаченные в светлые одежды, со свечами в руках, новокрещеные в сопровождении восприемников идут от воды крещения к храму Божию: здесь их встречает уже начавшееся церковное собрание, здесь им предстоит завершить свой вход в общение со Христом в Евхаристии… Такой древний порядок сегодня, увы, почти никогда не исполняется. Правда, в некоторых храмах возрождают древнюю практику, но пока крещальная литургия — явление крайне редкое. Как правило, крещение совершается вне зависимости от времени литургии, и новокрещеным предстоит самим не забыть причаститься Святых Христовых Тайн в один из ближайших дней. Но след от того торжественного шествия к храму в белых одеждах — остался. Сегодня это крестный ход вокруг купели. «Елицы во Христа крестистеся — во Христа облекостеся. Аллилуйя! — поет хор, по слову апостола Павла в Послании к Галетам: — Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3: 27).

  1. Пострижение волос

Последнее из священнодействий службы крещения. Пострижение — древний традиционный знак посвящения человека святому служению. В знак послушания — преклоняя голову для пострижения — христианин выражает покорность Церкви, как сын — своей матери. В некоторые из древних эпох священникам полагалось выстригать волосы на макушке (т. н. тонзура). Это было одним из внешних знаков их посвящения. Но крещаемым не нужно бояться за свою прическу: сегодня при крещении принято состригать с головы крестовидно лишь совсем небольшие прядки волос.

  1. Свидетельство о крещении

В наши дни далеко не во всех храмах ведутся регулярные церковные метрики. А вот до революции 1917 года не существовало никаких иных метрик, кроме церковных. Так что свидетельство о крещении раньше было документом ничуть не менее важным, чем наши свидетельство о рождении и паспорт! На практике этот документ может особенно пригодиться поступающим на церковное послушание (проще говоря — на работу в храме) или при поступлении в какое-нибудь духовное учебное заведение? Кроме того, свидетельство поможет вам (и вашим крестным!) не забыть день собственного крещения — этот праздник стоит отмечать приходом в церковь, исповедью и причастием Святых Тайн. 

Крещение совершилось. Что дальше?

Человек принял Крещение. Таинство совершено, и часто многие на этом успокаиваются, считая, что они выполнили необходимые обряды и больше от них ничего не требуется. Глубокое заблуждение! Крещение — это только начало спасительного пути. Нужно помнить то, что Крещением омываются в человеке первородный грех и вина за все проступки и грехопадения, совершенные до Крещения. Но зародыш греха — греховные привычки и влечение ко греху — остаются в человеке, и преодолеваются они усилиями самого человека, путем ПОДВИГА всей его жизни, ибо Царствие Божие, по словам Господа, приобретается усилием. И другие таинства церковные (Покаяние, Причащение, Соборование), различные молитвы и богослужения являются средствами освящения христианина. В них христианин, по мере своей веры и нужды, получает Божественную благодать, содействующую его спасению. Без этой благодати, по учению апостольскому, мы не только не можем творить добро — не можем даже и пожелать его. (К Филиппийцам 2:13).

Каждый православный христианин начинает день с чтения утреннего правила (Молитвы утренние), и заканчивает день чтением вечернего правила (Молитвы на сон грядущим) и благодарением Господа за прошедший день. Эти молитвы можно прочитать в молитвословах, которые продаются в церковных лавках. Православному христианину необходимо не реже чем раз в месяц приходить в храм и принимать участие в таинствах Покаяния и Евхаристии (исповедоваться и причащаться Тела и Крови Христовой).

 В таинстве Покаяния человеку сообщается благодать, освобождающая его от грехов и наделяющая душу способностью понимать волю Божию. Согрешивший искренно просит Господа дать ему силу увидеть свои грехи в свете Евангелия, дабы пробудилось в душе раскаяние в совершённых грехах, дабы чистосердечным исповеданием грехов укрепить в себе стремление к исправлению. Христос, видя, что человек просит искренне Его о помиловании, подает ему через священника не только отпущение грехов, но оправдание и освящение. Благодать Божия в завершение покаяния открывает путь ко спасению и учит человека по мере своих сил по-новому относиться к жизни на земле в целом и к себе, к своим христианским обязанностям в частности. Здесь нужно отметить, что недопустимо формальное перечисление грехов или такое псевдораскаяние, когда человек исповедуется с мыслью: «Эти грехи прощены, теперь снова можно грешить, чтобы на следующей исповеди грехи мне снова простили». Такая исповедь будет в осуждение человеку.

В таинстве Евхаристии (Причастия) человеку сообщается дар единения со Христом. Святые Дары (Тело и Кровь Христовы), входя в состав человека, таинственно преобразуют его: очищают душу, освящают помышления, просвещают деятельность человеческих чувств, подают Дары Святого Духа.

Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (К Галатам 5:19-23).

Каждое таинство Церкви приобщает человека к божественной жизни, к миру Божественного Света, и все земное через таинства призвано восходить к горнему через священнодействия. И чем выше восхождение земного в таинстве, тем ближе нисхождение Небесного, ближе они друг к другу, теснее их связь, взаимное проникновение, и тем полнее преображение духовной жизни человека.

В Церкви нет ничего бессмысленного, все, что установлено: таинства, богослужения, молитвы, дела веры, посты и т.д., — призваны помогать нам проходить путь земной жизни, совершенствуя дух и приближая нас к Царствию Небесному, достижение которого, как сказано в Евангелии и было явлено примерами святых, возможно еще при земной жизни.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЗАКОНА БОЖИЯ (Исход 20:2-17)

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.

Обязанности наши к Богу предписываются первыми четырьмя заповедями, а по отношению к ближним — в шести остальных. Таким образом, на двух скрижалях они и были даны Моисею в Ветхом Завете.

Пришедший во плоти Иисус Христос в Новом Завете более четко выразил Закон Божественной любви: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (От Матфея 22,37:40).

ДЕВЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БЛАЖЕНСТВА (От Матфея 5:3-12)

Господь Иисус Христос говорит:

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Десять заповедей даны были в Ветхом Завете, чтобы удержать людей от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения должны иметь, чтобы более и более приближаться к Богу и обретать святость. Святость же, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, какого только может желать человек. Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный – есть закон Божественной любви и благодати. Они не противоречат, но взаимно дополняют друг друга.

Просмотры (1187)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *