Через просвещение к нравственности

МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ  ИСТРИНСКИЙ ОКРУГ

 “Через просвещение к нравственности”

         настоятель Иоанно-Предтеченского храма с.Садки Истринского округа

 протоиерей Александр Орлов

Доклад

“Христианская этика”

 

Нравственность – это верное наше отношение к окружающему миру, в первую очередь – к окружающему миру, природе, ко всему творению Божию. Каково оно, это правильное отношение? Укладывается в золотом правиле: не делай другому того, чего не желаешь себе.

В истории человечества были предприняты попытки создания этических критериев поведения человека, вот некоторые из них:

Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля), направление в этике, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина,  Шопенгауэра, Ницше. Нравственно то что я хочу. Норма нравственности у каждого своя, по существу ее нет.

   Гедонизм (от греч. hedone — наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Представители — Аристипп, Эпикур. Нравственно то что дает наслаждение, безнравственно то что приносит страдание. Наслаждения бывают разные, но даже духовные наслаждения христианство считает грехом – прелестью.

Эвдемонизм(от греч. eudaimonia — счастье, блаженство) в этике — принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье является высшей целью человеческой жизни. Представители – Сократ, Аристотель. Очень красивые слова, но что считать счастьем до сих пор неизвестно.

Этический релятивизм — принцип, согласно которому не существует абсолютного добра и зла, отрицание обязательных нравственных норм и объективного критерия нравственности. Один из представителей — Пиррон. Моральный релятивизм легко перерождается в принцип «всё дозволено»,  имеет своим следствием оправдание аморализма.

   Дуализм(от лат. dualis — двойственный), этическое  учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал. Представители — Платон, Лейбниц. В результате этого учения признаются два начала – доброе и злое или два противоположных  принципа, которыми можно пользоваться исходя из обстоятельств.

Все выше перечисленные этические системы не имеют твердого основания, которое служило бы фундаментом становления нравственной личности.

Философ Эммануил Кант, не признавая многие доказательства бытия Бога, не смог объяснить присутствие в каждом человеке моральных принципов, которые он назвал “категорическим императивом”, иначе чем существованием Бога. В каждом человеке есть категорические понятия этики, которые христиане называют совестью. В самом Крещении, по учению святых отцов, человек приносит обещание Богу доброй совести.

Святой Василий Великий выводит три нравственных правила: ”Как Закон запрещает худые поступки, так Евангелие запрещает самые сокровенные страстные движения в душе… Как Закон в каждом добром деле требует совершенства отчасти, так Евангелие требует всецелого совершенства… Невозможно удостоиться Небесного Царства тем, которые не показали в себе, что евангельская правда больше правды подзаконной”(2, 334).

Нравственное учение Христово – это не просто закон. Господь не желает добиться формального исполнения человеком всех ”пунктов” морального кодекса. Он жаждет полного духовного перерождения человека, после которого сама мысль о грехе, самое желание греха были бы чужды и противоестественны освященному сердцу. И такое новое состояние человеческой души, по слову Христову, не может быть достигнуто привычными средствами нравственного улучшения души – будь то самосовершенствование, внешнее принуждение, руководство учителя, мистическая практика и так далее. Все эти средства могут быть полезны, но лишь тогда, когда они объединены вокруг главного средства нравственного обновления личности.

Это средство – благодать Божия. Христианская нравственность немыслима без благодати.  Именно поэтому  Господь сказал Своим ученикам, ужаснувшимся высоте евангельской нравственности при беседе Христа с богатым юношей и спросившим Его, кто же может спастись: “Человекам это невозможно, Богу же все возможно” (Мф. 19. 26). Благодать Божия, действие Божие как основа и средство нравственного обновления человека возможны, по вере христиан, только со Христом, только в Церкви его, “ибо закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа” (Ин. 1. 17). Вне Церкви душа человека продолжает томится в границах естественной нравственности, не будучи в силах достичь полного нравственного преображения. “Горе душе, — пишет святой Макарий Египетский, — если останавливается она на своей природе и уповает только на свои дела, не имея общения с Божественным Духом”

Формирование христианской совести осуществляется в динамическом процессе, в котором совершенствуется способность человека видеть смысл и ценность или, наоборот, ничтожность и низость собственных поступков в свете христианского учения о нравственности. В раннем возрасте в первоначальном своем состоянии и проявлении совесть пребывает ещё совершенно неразвитой. Она нуждается в развитии и воспитании и формируется постепенно, вместе с другими силами и способностями души. Этот момент предполагает, что благодать и действие даров Святого Духа имеют жизненное значение в процессе формирования совести. Без правильного воспитания совесть может оставаться глухой и черствой. Правильное христианское воспитание совести достигается в жизни Церкви. Грани формирующегося нравственного сознания, каким является совесть, приметы в характере развития личности уже в раннем возрасте и проявляются через активное человеческое влияние, события жизни и действие благодати. Под воздействием всех этих факторов и в особенности под воздействием Божественной благодати происходит формирование доброй, чистой и непорочной совести.  Способность быть не только чутким, но и верным приговору совести и умение реализовать её указания в конкретной ситуации имеют первоначальный опыт в раннем детстве, который затем распространяется на отрочество и юность. В совершеннолетнем возрасте, по мере восхождения личности к совершенству, богоподобию и святости, совесть освящается в такой степени, что становится тождественной благодатному дару ведения – способностью безошибочного нравственного выбора в любой, даже самой сложной и противоречивой ситуации в полном соответствии с волей Божией.

Значение христианского воспитания совести состоит в том, что свобода, достоинство, авторитет и обязывающая сила совести становятся реальной гарантией того, что жизнь человека соединена с Богом и осуществляется по закону Христову.

Нравственное обновление человека во Христе невозможно без участия самого человека. Невозможно оно и без участия Божия. “Правда Божия, — пишет святой Иоанн Кронштадский, — требует, чтобы человек, волею падший, сознательно сам и подвизался против греха, боролся с ним и, побеждая его, призывал усердно на помощь благодать Божию, без которой никогда не может быть победителем греха, чтобы заслужить вечную награду от Бога и иметь утешение в том убеждении, что в этой нравственной победе есть и его доля заслуги”(3, 205).

  1. Святая Библия.
  2. Св. Василий Великий. Нравственные правила. Собр. соч. Т. 3.
  3. Св. Иоанн Кронштадтский. Христианская философия. М., 1992.
  4. БСЭ.

Просмотры (152)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *