Что такое смирение? и Стыдно ли быть рабом Божиим?

Что такое смирение? и Стыдно ли быть рабом Божиим?

 

Мы убеждены, что верующим смиренным человеком можно помыкать, а он в ответ и слова не скажет. Как же мы бываем подчас удивлены, иногда даже до негодования, получив от него спокойный и твердый отпор. «Что это за верующий такой»! — возмущаемся мы, — «Мы ему дали пощечину, а он вместо того, чтоб подставить другую щеку, руки нам скрутил! Это какой-то неправильный верующий! Наверное, у него неправильная вера!».

             Давай посмотрим на тех, кого христиане считают образцами смирения. Каковы они, эти люди? Может быть, твое понимание смирения отличается от понимания христианского и ты приписываешь христианам то, чего нет, а потом сам же и критикуешь это?

Апостолы были смиренными людьми, простыми и безыскусными, некнижными (т.е. необразованными). Единственный грамотный из них — апостол Павел (до крещения Савл, фарисей, видный деятель влиятельной религиозно-политической партии, гонитель и палач христиан), и тот говорил о себе: «Бедный я человек! Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:19). Апостол Петр трижды отрекся от Христа в течение нескольких часов, но был прощен Им и принят за покаяние, — после такого наглыми не бывают. И что же? От одного слова Петра, тень которого исцеляла, могли умереть люди и умирали на самом деле (Деян.5).

Идеалом и образцом смирения для христиан является Бог Слово. Бог, принявший от своей твари оскорбление, биение по щекам, палкой по голове, плевание в лицо и мучительную казнь. А ведь Он сделал кнут, вошел в храм (в Израиле был только один Храм — Бог один и Храм один), в эту всенародную святыню, и кнутом (!) разогнал торгующих храмовыми товарами. Представь себе такую картину в наше время в Москве в храме Христа-Спасителя.

Или прочти вот это: Матф.23:13-39; 12:34-39; Лук.11:42-54.

А как ты думаешь, Кому принадлежит искаженный ныне афоризм «кто не с нами, тот против нас», неужто Сталину? (Матф.12:30) Или «кто не работает, тот не ест» — неужто Ленину? (2Фесс.3:10)

Не удержимся все же, процитируем немного слова Христовы, обращенные, говоря современными словами, к сенаторам, обладающим полнотой судебной и исполнительной власти в одном лице (ВКпБ отдыхает): «Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях!».

Посмотри на наши святцы. Воинствующая Церковь прославляет на земле тех людей, жизнь которых можно взять за образец для подражания, за некий идеал, в том числе и главное — за идеал смирения. В святцах куда ни глянешь, все мужчины это или иноки, монахи, или воины, солдаты. А как часто воины постригались в иночество и монахи становились солдатами! Этим переполнена вся история преподобного жительства. Когда надо, монахи поднимались и шли воевать. Свято-Троицкая Сергиевская Лавра так и не была взята татарами, а они и Киев брали. Что ж это за святые такие, что за смиренные, которые воевали с оружием в руках и дали нам такие образцы героизма, мужества, твердости и силы духа, которых сейчас уже не сыщещь?

Ну ладно. Кажется мы поняли, что истинное христианское смирение даже не напоминает тот пасквиль, образ которого старательно вбили нам в голову. А что же это такое, смирение?

Пока мы дадим приблизительный ответ. Более точный ищи в глубине сайта, который (сайт), как нам мнится, должен бы отражать духовное восхождение человека и христианина.

Смиренный человек — это человек, познавший самого себя.

На что потребуется больше мужества? Чтобы признать свою ошибку или чтобы упереться, что ты прав, или что другого выхода у тебя не было, и подыскивать себе оправдания, сваливая свою вину на людей и обстоятельства?

Познавший самого себя сочуственно относится к другим, ведь он знает, что другие страдают тем же, что и он сам, но просто не познали себя. Смирение рождает милосердие. Не потакательство и человекоугодие, нет, смиренный опытно по себе знает, что потакание принесет вред, и, милосердствуя, не будет угодничать.

Познавший самого себя знает, чего на самом деле он стоит перед лицом Бога, и не будет отвечать на личные обиды. Но по себе зная, что люди нуждаются в защите как и он сам, твердо пойдет на врага отечества с оружием в руках, потому что имеет заповедь умереть за други своя.

Смиренный человек — это человек сильный духом, не допускающий, чтобы его гордость уязвила других, и не попускающий по мере сил торжествовать злу, это человек творящий добро и смело стоящий в нем. Смиренный человек мудр, как змея, кроток, как голубь и тверд, как скала.

 

Стыдно ли быть рабом Божиим?

Понятие рабства откуда взято? Известно откуда, из рабовладельческого строя. Классическим образцом рабовладельческого общества всегда была Римская Империя, имеющая неоднородный социальный и этнический состав, скрепленный великолепно продуманным сводом законов, и славившаяся их неукоснительным исполнением. Это было жестко иерархичное общество, в котором каждый житель находился на своем месте, что собственно и обеспечивало целостность государства: император, сенаторы, министры, военоначальники, знатные вельможы, купцы, ремесленники, воины, просто свободные римские граждане, и, наконец, рабы. Каждый сверчок знал свой шесток.

С одной стороны, совершенно очевидно, что рабы стояли в самом низу социальной пирамиды. О том же говорило знаменитое римское право. Раб был просто вещью своего хозяина, которую можно было продать, подарить, сломать, выбросить… или наоборот, беречь и лелеять, если эта вещь любимая или ценная. Само собой, что чем выше был социальный статус гражданина, тем более дорогими и ценными вещами он обладал. А что происходило, если римский ремесленник крал или ломал вещь римского сенатора? Наказание следовало не только по ценности вещи (которая у сенатора неизмеримо выше), но и по разнице социального статуса преступника и потерпевшего. Если сенатор в гневе или по случаю, умышленно или нет, убивал раба свободного гражданина Рима, то по римским законам сенатор платил плебсу штраф: сколько-то золотых монет. А если наоборот, то в зависимости от разницы в статусе и ценности раба, наказание могло коснуться, и касалось в действительности, личности преступника, нанесшего урон собственности более высокопоставленной особы.

Таким образом, граждане Рима трепетали перед рабами знатных вельмож, боялись противоречить этим рабам или ущемить их иным способом, чтобы не нанести оскорбления хозяину, волю которого исполняет раб: передает поручения, ходит на рынок за покупками, сражается и убивает хозяйских врагов или оскорбителей.

Знатные вельможы, в свою очередь, находились в паническом страхе перед личными рабами императора. Ибо действия личных императорских рабов были действиями самого императора, который еще при жизни мог устроить несогласному с его волей настоящий ад. Нестрашно, скажете? Тогда вспомните, как мы: мы с тобой, читатель, начинаем приятно улыбаться и вилять хвостиком перед любым мелким начальником, от которого зависит наша зарплата, или государственным чиновником, от которого зависит наше благополучие.

Таким образом, чем выше был государственно-социальный статус хозяина, тем большей степенью защищенности обладал его раб. Вспомним хотя бы Гоголевского «Ревизора». На поклон к мелкому, но московскому, чиновнику — «ревизору» Хлестакову приходит губернатор, первое лицо города!

Итак, чем могущественнее хозяин, тем больше степень свободы его раба.

Это означает, что если я раб Божий — то я больше ничей не раб. Если я раб Богу — то я больше не раб никому. Я обладаю высшей степенью иммунитета, нахожусь на самой высокой из всех возможных ступеней свободы в этом мире, я не подчиняюсь никому, кроме моего Господа. В этом мире я свободен от всех. Я — самый свободный человек.

Рабы ли мы Богу?

С этим вопросом и вовсе просто разобраться.

Иоанн.15:15-27  Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. […] Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать…

Если мы знаем, что и зачем делает Господь, и соблюдаем заповеданное Им, то мы уже не рабы, не знающие волю хозяина, а друзья Его. Разница в положении друга и раба должна быть, кажется, всем понятна.

Вспомним, с чего мы начинали: с атеистического, а точнее богоборческого, тезиса о «создании» в человеке «рабской» психологии, и о «превращении свободной человеческой личности в раба». Оказывается, этот с позволения сказать «тезис», не выдерживает даже поверхностного критического взгляда и не способен противостоять коротенькой статье, которую можно разместить на одном листе формата А4.

Просто у Господа другая точка зрения на отношения с людьми: а именно точка зрения жертвенная. Как у Александра Матросова. Господь отдал Себя человекам, ради спасения нашего претерпел уничижение до креста и мученическую смерть. Бог сделал Свой шаг тебе навстречу, теперь — твоя очередь. И если ты осмелишься пойти, то вступишь на путь сыновней любви, а отеческую любовь Господь засвидетельствовал Своей Крестной смертью.

Просмотры (42)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *