Богослужение на Рождество Христово

Богослужение на Рождество Христово

 

После Пасхи Рождество Христово является самым радостным праздником. Празднование Рождества Христова возникло очень рано примерно в первом веке. Но до конца IV века Рождество Христово отмечалось 6 января (19-го по н. ст.) вместе с Крещением и называлось Богоявлением. Начиная с IV века Рожество Христово стали праздновать 25 декабря (по новому стилю 7 января). Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом, который начинается 28 ноября по н. ст., в день памяти ап. Филиппа (отсюда «Филиппов» пост). Канун (навечерие) Рождества Христова православные христиане проводят в строгом посте. По уставу, в этот день полагается вкушать сочиво (обваренную пшеницу с медом). Поэтому этот день называется «Сочельником».

В навечерие Рождества Христова совершаются «царские часы». Это богослужение отличается от обыкновенных «часов» тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику «паремии» (избранные чтения из Библии, преимущественно из Ветхого Завета, Апостол и Евангелие).

Потом совершается Литургия Св. Василия Великого с Вечернею. На этой вечерне поются стихиры на «Господи воззвах». В шести паремиях содержатся следующие мысли: в 1-й паремии (Быт. 1) говорится о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Чис. 24:2–9, 17–18) – о пророческом значении звезды от Иакова и рождении Мессии, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (Мих. 4:6–7, 2–4Мих. 5:2–4) – о рождении Христа в Вифлееме; в 4-й – (Ис. 11:1–10) – о прозябшем Жезле из корня Иессея (т. е. о Мессии) и о том, что на Нем пребудет Дух Божий; в 5-й паремии (Вар. 3:36–38Вар 4:1–4) – о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (Дан. 2:31–36, 44–45) – о восстановлении Богом Небесного Царства. По окончании Литургии священники пред иконою праздника, поставленной среди Церкви, славят Христа пением тропаря и кондака праздника.

Вечером, накануне Рождества Христова совершается торжественная Всенощная, которая начинается Великим повечерием с торжественным пением стихов: «С нами Бог», содержащих пророчество о рождении Мессии (см. Ис. 7:14Ис. 8:8–15Ис. 9:6–7). В стихирах на литии высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и людей, радующихся сошествию Бога на землю и о последовавшей затем духовно-нравственной перемене в людях. В “Стихирах на стиховне” (песни в конце вечерни) высказывается мысль о том, что совершилось преславное чудо: «Слово рождается нетленно от Девы и не отлучается от Отца». После «Ныне отпущаеши» поется следующее:

Тропарь

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в Нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе видети с высоты Востока: Господи, слава Тебе.

(Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя Востоком с высоты. Господи, слава Тебе.)

Перед чтением шестопсалмия в начале Утрени церковный хор как бы сливается с хором небесным и поет: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение».

В «Каноне» (часть богослужения после Евангелия) высказывается мысль, что родившийся от Девы есть не простой человек, а Бог, явившийся во плоти на землю для спасения людей, как о нем было предсказано в Ветхом Завете. Иисус Христос в каноне называется Благодетелем, примирившим нас с Богом; Отцом, освободившим нас от власти диавола и спасшим нас от греха, проклятия и смерти. После шестой песни Канона и малой ектеньи поется следующее:

Кондак

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Предвечный Богъ.

(Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего Существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Предвечный Бог.)

На сам праздник Рождества, в начале Литургии, вместо псалмов «Благослови» и «Хвали» поются особые атнифоны. В прокимне перед Апостолом высказывается мысль о поклонении Иисусу Христу всей твари: «Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний». В Апостольском чтении проводится мысль, что через воплощение Иисуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного.

В Евангельском чтении повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу (Мф. 2:1–12). Вместо «Достойно есть» поется:

Задостойник

Любити убо нам, яко безбедное страхом удобне молчание, любовию же Дево, песни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение даждь.

(Из опасения (как бы не оскорбить Деву Марию) нам лучше бы хранить молчание, что безопаснее; ибо по любви к Тебе, Дево, составлять песни, искусно сложенные, не легко. Но Ты Сама, Матерь, дай нам и уменье по нашему усердию.)

Канон на Рождество (в русском переводе)

На всенощной под Рождество Христово поются два канона, которые принадлежат знаменитым песнописцам VIII века: св. Косьме Маюмскому и св. Иоанну Дамаскину. Оба канона, насыщенные возвышенными и глубокими мыслями, живыми изображениями и величественными оборотами речи, вполне соответствуют торжеству.

Песнь 1-я

ИрмосХристос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь! Пой Господу вся земля, и с весельем воспойте люди: ибо Он прославился.

Человек, сотворенный по образу Божию, растлел вследствие преступления, всецело подвергся порче и лишился высшей Божественной жизни. Но его восстанавливает мудрый Создатель, ибо Он прославился.

Творец, видя гибель человека, созданного Его руками, приклонив небеса, сходит и принимает все существо его, воистину воплотившись от божественной чистой Девы, ибо Он прославился.

Будучи мудростью, Словом, силой, Сыном и сиянием Отца, Христос Бог, тайно от всех сил, сколько их ни есть выше мира и на земле, вочеловечившись, обновил нас, ибо Он прославился.

Песнь 3-я

Ирмос: Сыну Христу Богу, нетленно рожденному от Отца прежде веков и в последние времена бессеменно воплотившемуся от Девы, будем восклицать: Возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи!

Бренный Адам, причастный высшего дыхания жизни, и по обольщению жены подвергшийся тлению, видя Христа от Жены, восклицает: Ради меня уподобившийся мне, свят Ты, Господи!

Христе, ставший сообразным нашему бренному составу и с воспринятой уничиженной плотью соединивший Божественное естество, ставший человеком и пребывший Богом, и возвысивший достоинство наше, свят Ты, Господи.

Веселись Вифлеем, царственный город среди городов Иудеи: ибо воцарился над всеми Христос, явно из тебя происшедший и возвысивший достоинство наше, пасущий Израиля с плеч Херувимских.

Песнь 4-я

Ирмос: Жезл от корня Иессеева и цвет от него, Христос! Ты пророс от Девы, Препрославленный. Воплотившись от безмужной, Ты пришел, Невещественный и Боже, как с горы, осененной чащей: слава силе твоей, Господи (Ис. 11:1Авв. 3:3).

Христе, Которого в древности Иаков преднарек надеждой народов, Ты воссиял от племени Иудова и пришел ниспровергнуть могущество Дамаска и хищничество Самарии, заменяя заблуждение богоугодной верой. Слава силе твоей, Господи! (Быт. 49:10Ис. 8:4)

Ты, Владыка, воссияв, как звезда от Иакова, исполнил радости мудрых наблюдателей звезд и учеников древнего прорицателя Валаама, приведенных к Тебе, как начаток язычников, и явно принял их. Слава силе Твоей, Господи! (Чис. 24:17)

Ты сошел, Христе, в Девическое чрево, как дождь на руно и как капли росы, капающие на землю; Ефиопия и Фарсис, Аравийские острова и Сава, владеющие всей землей мидийцев, припали к тебе, Спаситель. Слава силе твоей, Господи! (Суд. 6:37)

Песнь 5-я

Ирмос: Будучи Богом мира и Отцом милосердия, Ты послал нам Ангела Великого Совета, подающего мир; посему мы, ночью пробудившись и быв приведены к свету боговедения, славословим Тебя, Человеколюбче (Ис. 9:6).

Ты, Христе, подчинившись Кесареву повелению вписаться в число подданных, освободил нас, рабов врага и греха; обнищав же во всем ради нас, посредством сего самого единения и общения Ты обоготворил бренного человека.

Вот Дева, как в древности предсказано, зачав во чреве, родила Бога вочеловечившегося и пребывает Девой. Через Нее примирившись с Богом, мы грешные, с верою воспеваем Ее как истинную Богородицу.

Песнь 6-я

Ирмос: Иону, как младенца из чрева, морской зверь извергнул, каким принял; а Слово, вселившись в Деву и приняв плоть, прошло, сохранив Ее нетленной; ибо, Само не подвергшись тлению, Оно сохранило и Матерь нетленной.

Во плоти пришел наш Христос Бог, Которого Отец родил из чрева прежде денницы («денница» – утренняя звезда или заря; поэтическое указание на вечность Мессии см. в Пс. 109). Правящий пречистыми силами полагается в яслях скота и повивается пеленами, но раздирает многозапутанные узы прегрешений.

Из Адамова естества рожден Сын, юный Отрок, и дан верным. Он – Отец и начальник будущего века, и называется Ангелом Великого Совета (Троицы). Он – Бог крепкий, содержащий все творение в Своей власти (Ис. 9:6).

Песнь 7-я

Ирмос: Отроки, вместе воспитанные в благочестии, презревши нечестивое повеление, не устрашились угрозы огнем. Но стоя среди пламени пели: Благословен Ты, Боже отцов (Дан. 3).

Пастухи, играющие на свирели, удостоились чудного явления света; ибо слава Господня озарила их, и Ангел восклицал: Воспойте, ибо родился Христос, Бог отцов благословенный.

Внезапно, после слов Ангела, небесные воинства стали восклицать: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благоволение. Христос воссиял Бог отцов, благословенный.

«Что значит это слово? – говорили пастыри, – пойдем, посмотрим на случившееся, на божественного Христа». Придя же в Вифлеем, поклонились Ему вместе с Родившей, воспевая: Боже отцов, Ты благословен.

Песнь 8-я

Ирмос: Росоносная (орошающая). Огонь вавилонской печи, куда были брошены три отрока, вместо того, чтобы опалять, прохлаждал их (см. Дан. 3:50), печь явила образ сверхъестественного чуда: ибо она не опаляет принятых ею юношей, как и огонь Божества – утробу Девы, в Которую сошел. Посему воспевая воскликнем: Все творение да благословит Господа и превозносит во все века.

Дочь вавилонская влечет к себе из Сиона плененных отроков Давидовых, а сама посылает с дарами своих сынов, волхвов, поклониться Дочери Давидовой, принявшей в себя Бога. Посему, воспевая, воскликнем: Вся тварь да благословит Господа и превозносит во все века!

Плачевные песни заставили детей Сиона отложить музыкальные инструменты, ибо они не могли ликовать в чужой стране. Но воссиявший в Вифлееме Христос рассеивает всякое обольщение и музыкальное благозвучие Вавилона. Посему, воспевая, воскликнем: Все творение да благословит Господа и превозносит во все века! (Пс. 136)

Вавилон овладел добычей и богатством плененного царства сионского. Христос же путеводною звездой привлекает в Сион его сокровища и царей-звездочетов. Посему, воспевая, воскликнем: Вся тварь да благословит Господа и превозносит во все века! (4Цар. 24)

Песнь 9-я

Ирмос: Вижу необычайное и дивное таинство: пещеру – небом, Деву – престолом Херувимским; ясли – вместилищем, в котором возлежит невместимый Христос Бог, Которого, воспевая, величаем.

Волхвы, видя выдающееся течение новой, необыкновенной звезды, озаряющей небеса, убедились, что для нашего спасения родился Христос Царь в земле Вифлеемской.

Когда волхвы говорили: Где новорожденное Дитя – Царь, о Котором звезда свидетельствует? Ибо мы пришли поклониться Ему. Тогда Ирод богоборец пришел в яростное смятение, замышляя убить Христа.

Выведал Ирод время появления звезды, под руководством которой волхвы в Вифлееме поклонялись с дарами Христу. Ею же направляемые в свое отечество, они оставили осмеянным лютого детоубийцу.

Итак, Рождественские гимны напоминают молящимся, как в эту памятную ночь всякое творение поспешило принести Царю-Спасителю свои дары: небо – звезду, земля – вертеп, пустыня – ясли, Ангелы – пение, пастухи поклон, волхвы – подарки. Поэтому и нам следует приходить к Нему не с «пустыми руками», но принести Ему то, что ценнее всего, – наше чистое, верующее сердце. Ведь «для того высокий Бог явился на земле, чтобы нас на небеса вознести!»

Просмотры (81)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *